От Матросовки до Партизан
Продолжим наши путешествия с любимой газетой и отправимся на этот раз в самую глубинку предгорья, о которой молчат путеводители. А зря, тут есть много неизвестного. Например, такая речка, название которой знают очень мало людей. Даже жители предгорных сел Кировского района, через которые она протекает, его не знают. Да и вообще пожимают плечами: речка-то больше канаву какую-то напоминает. Зато она рождает целый каскад живописных ставков-водохранилищ — от сел Кринички и Бабенково, мимо Матросовки — до Партизан Кировского района. А речка та носит труднопереводимое название Кхоур-Джила. Если покопаться в словарях тюркских наречий, то первое слово можно перевести с ногайского как «высохший, засохший», а с татарского «джила» или, точнее, — «джилга» означает «долина, лощина»... Вот по такой «высохшей долине», вдоль журчащей речки можно пройти из села Матрососвка в село Партизаны. Но сначала надо посетить Бабенково, одно из старейших сел района. Сама же Кхоур-Джила (можно применять и похожее Кхоур-Джилга) берет начало из источников в окрестностях села Кринички, которые питаются водой из агармышских подземных горизонтов. Расход воды невелик, но анализ топографии русла свидетельствует о большей многоводности в далеком прошлом. Предполагается, что в историческое время река существовала и имела незначительные запасы воды, что определило ее наименование. Более ранних упоминаний какого-либо иного названия этой реки не обнаружено. На известных картах Крыма 19 — начала 20 веков она никак не именуется, а на всех мелкомасштабных топографических картах 20 века несет название Кхоур-Джила. Местонахождение реки совпадает с предгорными землями, на которых размещались кочевья и поселения ногаев (или степных крымских татар), что подтверждают и слова названия. Но, как говорится, вдоль речки — в Бабенково. Село названо так в память о партизане-коммунисте Заxape Герасимовиче Бабенко. Раньше, до 1948 года село носило название Эссен-Эли. Родился Захар Герасимович в 1906 в Старом Крыму. Отец его был рабочим и рано умер; Захару пришлось оставить школу и идти зарабатывать на хлеб. В 1927 году Захара призывают в армию. После демобилизации он служил в милиции, одновременно учился в средней школе, которую успешно закончил. А перед войной работал уже начальником отдела уголовного розыска Старокрымского районного отделения милиции. Когда в райцентре начал формироваться партизанский отряд, он вступил в него одним из первых. Хороший знаток местных условий, тайных троп и ущелий, он с первых дней обучал партизан не только владеть оружием, но и воевать в лесу и горах. Партизанский отряд действовал на дорогах Симферополь — Феодосия и Грушевка — Судак. Не раз ходил в составе диверсионных групп на задания и Бабенко. Часто отправлялся на разведку в тыл врага и всегда возвращался с ценными данными. В начале февраля 1942 г. немецкое командование бросило против партизан почти две дивизии и несколько полицейских отрядов. Они рассчитывали окружить отряд. Завязался смертельный бой. Народные мстители нанесли карателям ощутимый удар. Но сами попали в окружение. Вот когда Бабенко пригодилось знание тайных горных троп и пещер. Ему удалось обмануть врага и вывести партизан. Погиб отважный партизан 3ахар Бабенко 10 июня 1942 года во время очередной схватки с карателями. На землях села издревле жили люди. К северо-западу от сельского кладбища, на низкой левой стороне поймы реки Кхоур-Джилга есть селище, датируемое IV началом III в. до н. э. В рельефе местности памятник ничем не выделяется. Он состоит из двух золистых пятен, на поверхности которых попадаются бутовые известняковые камни разной величины и подъемный материал. Он представлен фрагментами амфор и клейм, лепной керамики, терочников и зернотерок, монетами. Здесь же находится средневековое селище 14-15 в., культурный слой которого частично перекрывает античный памятник. Территория этого селища сейчас занята черешневым и грушевым садом, распахивается. Сегодня Бабенково — забытое село. Пара ларьков и магазин, почта — это из благ цивилизации. Проходит раза два в день автобус на Феодосию и обратно. В селе мало молодежи — все на стройках и в найме на «берегу». Пожилое население села воспитывает внуков, сидит у нескольких ставков с удочкой, копается в огородах и ходит в церковь: в селе есть православный храм Св. Кукши Одесского. В окрестностях села находится сероводородный источник, из которого ранее струилась вода температурой плюс 40 градусов. Более десяти лет назад термический источник законсервировали. Местные жители рассказывают, что некогда огромная лужа с теплой водой со специфическим запахом привлекала немалое количество туристов. Люди, желающие исцелиться от недугов опорно-двигательной системы, приезжали в Бабенково. По словам местных жителей, еще в прошлом году термоисточником заинтересовались инвесторы, которые планируют построить в Бабенково водолечебницу, а термические воды подавать с территории Первомайского сельсовета. Матросовка встретила сильным южным ветром. Хотя он был прохладен, везде чувствовалась наступившая весна — в зелени травки, распустившихся цветках абрикос, работающих в огородах людях... Именно эти огороды и не дали мне поговорить с жителями Матросовки. Всего пять человек так увлеченно перекапывали землю, сажая картошку, что не решился лазать через ограды огородов и отвлекать их от работы. Погожих дней мало, праздников много... Зато на ставке встретил несколько мальчуганов, удящих рыбу. «Не-е, мы не матросовские. Из Абрикосовки», — дружно отвечали юные рыболовы. По их словам, Матросовка вообще «забитуха», и если бы не карась и карп в матросовских ставках, они бы сюда ни ногой... Посмотрел на них оценивающе, улыбнулся: конечно, Абрикосовка — центр цивилизации. Но спорить не стал. (Продолжение следует). На снимках: Дорога в Матросовку. Ставок на Кхоур-Джилге. Фото автора.
|
|