Юлия Фишер играет Паганини..."Лист играл бы на фортепьяно иначе, если бы до этого не слышал игру великого Паганини!"...
"А вы слышали финал?! С ума сойти... Просто чертовка!"Юлия играет Паганини! Тут уж действительно никого не удивить! Юлия - душка! Каприччиос - просто прелесть! Правда, чертовски трудные, виртуозные в высшем смысле этого слова и... слишком короткие! Скрипач может одним только каприччио показать, насколько он мстерски владеет инструментом. Он может одним удачным пассажем сорвать вас с кресла, а с вашей дамы - одежду* и впечатляюще завершить концерт!
"А вы слышали финал?! С ума сойти... Просто чертовка!" - удивляются слушатели, апплодируя покидая зал. Юлия сыграла "на бис" эти каппричио бессчётное число раз. И прежде всего эти 24... самые-самые... не в последнюю очередь - номер 2, 10 или 16.
Сюрприз - не сюрприз, а скорее маленькая сенсация: Юлия всего за несколько месяцев интенсивных трени... эта... репетиций выучила все двадцатьчетыре каприччио и сделала запись диска в Зале Августа Эвердинга, что в Мюнхене. До сих пор эти капприччио считались настолько ехидными, хитроумными и тяжелыми, что изучались только студентами для повышения техники исполнения - их играют сотни, тысячи раз, но никогда, в отличие от скрипичных концертов Брамса или Бетховена, не исполняют на публике и уж тем более не записывают на диск! Что же толкнуло эту двадцатисемилетнюю красави... скрипачку на это? Её любят за её репертуар, состоящий в основном из этого трио: Моцарт - Бетховен - Брамс! И вовсе не за эти виртуозности...
"Да потому, что вовсе это не виртуозности!" - говорит Юлия. Паганини с его капприччио был просто не понят сначала современниками, а потом их потомками! И после месяцев репетиций Юлия просто уверена в этом. Много лет назад её очаровала обработка Роберта Шумана, так называемый Triller-Caprice для фортепьяно (шестая обработка для фортепьяно Р.Шумана). Шуман, этот тихий и чувствительный романтик был современником Паганини. Он был так поражён музыкой, что придя домой после выступления Паганини, стал играть весь прослушанный концерт по памяти! Нот тогда у него не было - за этим следил сам Паганини! (все тут же вспомнили знак ©, Sony BMG и GEMA - шоб им пусто было!)* Почему? Да потому, что Паганини хотел быть единственным и неповторимым виртуозом скрипки в мире!...Любой ценой! Паганини даже своему оркестру выдавал ноты в самуюпоследнюю минуту, чтоб, не дай Б-г, не умыкнул кто чего... А Шуман играл, модулировал, обрабатывал... Шуман воспринимал Паганини не как критиканы, газеты и биографы - эдакий демонический чертяка-скрипач, а видел музыкальную силу этих двадцатичетырех каприччио! А за ними - Гения... Юлия тоже такого же мнения: "Это двадцатьчетыре Настроения, двадцатьчетыре Мысли, непохожие одна на другую и такие притягательные!" Неустанно пробует Юлия расшифровать скрытое в этих капприччио Послание великого скрипача, располагает фрагменты нотной записи один под другим, сравнивает, но безуспешно... Но она убеждена, что все двадцатьчетыре составляют одно целое и не существуют поодиночке. Музыкант чувствует это, играя капприччио одно за другим. Каждое последующее как бы продолжает предыдущее. "Я делаю запись только того произведения, в которое верю!" - говорит Юлия. И Юлия верит, что капприччио обладают огромным музыкальным значением. И Красотой. "Поэтому я и взялась за них, как если бы это был концерт Моцарта...
А что такое вообще все эти капприччио? Тренировка для пальцев? Ведь в каждом из них - своя определённая проблема - ну-ка, попробуй сыграть! Оттачивание техники? Паганини - это Сатриани XVIII в.?* Именно так! Это то же самое, что этюды Шопена - "Тренируйся, вон, на кошках!" © Но для Юлии всё это гораздо сложней и глубже, чем просто упражнения. Она бы никогда не стала записывать всё это на диск, если бы не была уверена, что в капприччио заложено нечто более глубокое и важное. Они интерпретирует их с целью раскрыть Эмоции, спрятанные под спудом виртуозности. Она работает не только со скрипкой, но и за письменным столом, анализируя нотную запись - все эти глиссандо и стаккато**, фразы, фигуры.... Юлия играет эти капприччио не как всегда. Она не следует слепо партитуре, а сама ставит акценты там, где ей кажется они больше подходят. Капприччио № 6 она записала один раз приглушенно, как у Паганини, другой раз - ярко. Яркое звучание понравилось Юлии больше и она этот вариант записала на диск: "Это звучание логичнее и ярче!" Кстати, нужно сказать, в этом месте у Паганини не идет никакой речи о "приглушенном" исполнении, так что горячие поклонники Паганини успокойтесь - она не кастрировала Гения!* "Почему должен композитор, который всю свою жизнь пытался до конца раскрыть возможности скрипки, придерживаться определённых, критиками установленных правил, и не использовать всю палитру музыкальной техники - пиццикато левой руки, pull-off (извиняюсь, на русском термин этот не нашёл!)* и подобное?" - спрашивает Юлия.
Впервые эти капприччио Юлия услышала в возрасте восьми лет, в одной церкви во время игры австрийского скрипача Томаса Зетмайера (он вообще пользуется репутацией "фрика" и грандиозно исполняет эти капприччио! Может быть мы увидим ещё его на Лодке в следующей Публикации такого же "фрика" классической музыки с загадочным ником
JVA!)*. Маленькая Юлька сидела тогда на деревянной скамье с нотами на коленях и с карандашом в руках, скрупулезно отмечая каждый отыграннй фрагмент... "Смогу ли я когда-нибудь их все сыграть?" - думала она тогда... "Если смогу, тогда я буду великолепной скрипачкой!" Техника Томаса просто поразила её! Какая быстрота пальцев и смычка!... Спустя двадцать лет она дала Паганини то, что тот потерял 200 лет назад - образ Великого Революционера Музыки! Образ, вжившийся в "венскую классическую музыку" в далёком 1782 г. и магически притягивающий к себе всех Его слушающих своей романтической и одновременно смешной музыкой!
"Среди людей встречаются "фрики"... Среди музыкантов - чаще, среди художников - реже. Но Паганини не просто "фрик" - он "супер-фрик"!" - так написал великий Гёте в письме
Эккерману. Да. Паганини был не как все. Он просто имел "несчастье" родиться слишком рано! Он был далеко впереди своего времени. Шоу- и бизнессмен (
бизинессмэн, как сказал бы какой-нибудь "ами" на своём дурацком американском английском! Шо с них взять?! Они даже Уильяма Шекспира называют "Билли", кретины!)*, галопирующий в своей карете через всю Европу, чтоб не опоздать на очередное своё выступление - нередко он давал двадцать концертов в месяц!
"И всё-таки Он был нормальным человеком! Он был родитель-одиночка, кстати!" - говорит Юлия. "Он революционировал музыку и изменил мир, оставив его после себя не таким, каким он был до Паганини!" И добавляет: "Лист играл бы на фортепьяно иначе, если бы до этого не слышал игру великого Паганини!"
Tobias Haberl / Тобас Хбэрл
отсюда** - этот линк для музыкантов - под ним лежит шрифт с нотными знаками, который можно использовать в программе "Word" ® и подобных ей.
© isaac
Julia Fischer - Paganini: 24 Caprices
01. Caprices for Solo Violin No. 1 in E Major 01:46
02. Caprices for Solo Violin No. 2 in B minor 02:50
03. Caprices for Solo Violin No. 3 in E minor 03:18
04. Caprices for Solo Violin No. 4 in C minor 06:13
05. Caprices for Solo Violin No. 5 in A minor 02:45
06. Caprices for Solo Violin No. 6 in G minor 05:58
07. Caprices for Solo Violin No. 7 in A minor 03:51
08. Caprices for Solo Violin No. 8 in E-flat Major 03:01
09. Caprices for Solo Violin No. 9 in E Major 03:10
10. Caprices for Solo Violin No. 10 in G minor 02:16
11. Caprices for Solo Violin No. 11 in C Major 04:32
12. Caprices for Solo Violin No. 12 in A-flat Major 03:18
13. Caprices for Solo Violin No. 13 in B-flat Major 02:27
14. Caprices for Solo Violin No. 14 in E-flat Major 01:18
15. Caprices for Solo Violin No. 15 in E minor 02:47
16. Caprices for Solo Violin No. 16 in G minor 01:36
17. Caprices for Solo Violin No. 17 in E-flat Major 03:47
18. Caprices for Solo Violin No. 18 in C Major 02:33
19. Caprices for Solo Violin No. 19 in E-flat Major 03:10
20. Caprices for Solo Violin No. 20 in D Major 03:53
21. Caprices for Solo Violin No. 21 in A Major 02:59
22. Caprices for Solo Violin No. 22 in F Major 02:48
23. Caprices for Solo Violin No. 23 in E-flat Major 04:44
24. Caprices for Solo Violin No. 24 in A minor 04:28
Flac+CUE+LOG, общее время звучания 79:42, объем 416 Мб
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Авторизуйтесь или
зарегистрируйтесьВнимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Авторизуйтесь или
зарегистрируйтесьЮлия Фишер
Бах. Концерты.
камерный оркестр: Academy of St Martin in the Fields (Англия)
здесь